«Узнают спектакль, но его увидят по-новому»: Валентин Елизарьев об авторской редакции «Ромео и Джульетты»

06.12.2018 - 00:27

Новости Беларуси. Громкая премьера в Большом: на главной театральной сцене страны прошел первый показ авторской редакции «Ромео и Джульетты» Валентина Елизарьева, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Этот спектакль – один из самых ярких и успешных в творческой карьере мастера. В этом убедилась и корреспондент Яна Шипко.

Любовь выше неба – эта фраза в новой версии шекспировской истории приобретает особое значение. Ведь Джульетте на балконе предстоит буквально парить в воздухе. Новые декорации, спецэффекты и… техника безопасности.

Ирина Еромкина, заслуженная артистка Республики Беларусь, ведущий мастер сцены Большого театра Беларуси:
На пять метров буду подниматься от пола. По технике безопасности здесь должны быть такие вот нюансы.

В репертуаре Ирины Еромкиной целая россыпь главных партий. Джульетта – одна из самых драматичных: умирать на сцене и оживлять эмоции в танце непросто.

Ирина Еромкина:
Я почти по-настоящему верила, что это происходит. Но сейчас я стараюсь именно контролировать, чтобы помимо моих очень сильных эмоций я еще ощущала, что я все делаю правильно, красиво. Чтобы это читалось зрителю.

Вечная история любви – первая работа легендарного балетмейстера Валентина Елизарьева после возвращения в Большой. Впервые за балет Прокофьева он взялся 30 лет назад. Еще тогда его прочтение считалось новаторским.

Светлана Улановская, балетовед:
Валентин Николаевич уходит от буквализма отдельных решений Лавровского. Он больше ориентируется не на текст Шекспира, как было у Лавровского, а именно на музыку композитора, который назвал свой балет лирическими сценами. У него решения приобретают более метафорический, обобщенный характер. То, чего, кстати, не хватало самому Прокофьеву.

Все эти годы «Ромео и Джульетта» никогда и не сходили с афиш Большого, а постановку увидели в 20 странах мира. Дух самой печальной повести на свете нынче остался прежним – маэстро бережно обошелся с первоисточником. Но прикосновение автора зритель прочувствует: новые костюмы, исполнители, технически сложные поддержки и акценты на деталях.

Валентин Елизарьев, народный артист Беларуси и БССР, художественный руководитель Большого театра Беларуси:
В танце я усилил драматургические какие-то связки, драматургические ходы. Я думаю, что многие узнают спектакль, но его увидят по-новому. Спектакль продолжает свою жизнь в новых именах.

В этом театре мое авторское произведение. Наверное, для меня, как и много лет назад, сегодня большой день и день испытания. Я очень волнуюсь.

Впрочем, все то, за что зритель любит этот балет, увидим и в свежей интерпретации. И яркая дуэль, и невероятно романтические дуэты влюбленных.

Билеты на премьеру разлетелись задолго до спектакля. Какие постановки из репертуара Большого еще ждет обновление – пока интрига.

Loading...


«Билеты продавали с условием, что ты купишь ещё несколько на оперу. На самую неходовую». Ажиотаж на балеты Елизарьева царил в 70-ые



70-ые годы стали настоящим «золотым веком» в истории Большого театра Беларуси. Сумасшедшие аншлаги, километровые очереди в кассы, билеты только по блату, рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси»

Надежда Бунцевич, музыкально-театральный критик:
На балеты Елизарьева был просто ажиотаж. Билеты купить было невозможно. И продавали их в кассе только с тем условием, что ты купишь одновременно ещё несколько билетов на оперу. На самую неходовую. Ты можешь туда не идти, но главное, что ты билеты купил.

Слава про белорусский балет гремит на всю необъятную страну. В эпицентре культурной жизни Минска – молодой балетмейстер Валентин Елизарьев. 

Валентин Елизарьев, художественный руководитель Большого театра Беларуси, народный артист СССР, профессор:
1973 год: я только окончил Ленинградскую консерваторию, балетмейстерское отделение, и меня с третьего курса ещё консерватории выслеживал бывший наш министр культуры – Юрий Михневич, замечательный человек. На третьем курсе я получил премию на всесоюзном конкурсе, а здесь, наверное, искали человека, который бы возглавил труппу. Поэтому так получилось, что меня распределили на Республику Беларусь. И 10 октября 1973 года я начал свою деятельность здесь.

Людмила Бржозовская, народная артистка Беларуси:
Началась эпоха Елизарьева, когда он приехал к нам в театр. Он был такой же молодой, как и мы сами. Это его были, можно сказать, первые шаги в большом искусстве.

Первый его спектакль был «Кармен-сюита» у нас. Этот спектакль живёт до сих пор, и я его передаю четвёртому поколению.

Дерзкий, непоколебимый и бесконечно преданный делу. Казалось, амбициозному хореографу удалось немыслимое – достучаться до зрителя. Вмиг «искусство не для всех» уходит в массы – на его постановки люди будут штурмовать кассы. 

Валентин Елизарьев (архивная видеосъёмка):
Очень ценю исполнителей, которые совершенно разные в одной и той же партии.

Наталья Хараброва, начальник костюмерного цеха Большого театра Беларуси:
С приходом даже Валентина Николаевича Елизарьева, конечно, что касается балета, он вырос многогранно. И нам было очень интересно работать, потому что это была такая свежая струя. Это было настолько интересно работать. Эти спектакли в его постановке, которые даже сейчас идут, через такое количество, и они не устарели.