«YouTube никого не съест»: почему так популярны блогеры и как интернет влияет на СМИ? Репортаж с XIII Медиафорума в Минске

12.09.2018 - 20:26

Новости Беларуси. Как интернет влияет на развитие традиционных СМИ? Почему так популярны блогеры? И по каким канонам развиваются современные медиа? Подробности в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Александр Лукашенко направил приветствие гостям и участникам ХIII Белорусского международного медиафорума

Эти и другие вопросы, от которых зависит будущее и настоящее журналистики, обсуждают 12 сентября в Минске на XIII Медиафоруме. В белорусскую столицу приехали более 300 репортеров, ученых и политологов. География форума – три десятка стран. Встреча в первую очередь ориентирована на журналистов-практиков. Они обсудят насущные проблемы СМИ в рамках круглых столов и тематических сессий. Подробности у корреспондента Ольги Коршун.

Вот так выглядит редакция современной газеты. Пишущие журналисты выходят в прямые эфиры, а видеоинформация в онлайн-режиме транслируется на сайт. А еще в составе редакции радио и чуть ли не самая большая по численности сотрудников интернет-дирекция. Иметь просто сайт для газеты – это уже прошлый век, считают эксперты. Настоящие акулы пера отмечают: чтобы получить лакомый кусок информационного пирога, не стыдно поучиться у блогеров.

Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» (Россия):
Есть такое понятие – мне оно нравится – «новая искренность». Чем эти ребята берут? Иногда это, мягко скажем, не истина в последней инстанции. Но то, с какой горячностью они это доносят, с какими присущими этому поколению… как они понимают аудиторию, на которую вещают – вот это надо поизучать.

Предпочитает читать свою газету в интернете и редактор одного из самых популярных изданий России. Говорит, сопротивляться тому, что все уходят в сеть, не стоит. Это закономерно. Ведь сегодня в интернет выходят даже 4-летние дети. Главное – найти баланс правильной подачи информации в сети и на печатных страницах.

Владимир Сунгоркин, главный редактор газеты «Комсомольская правда» (Россия):
Например, в последнее время у нас в России была тема пенсионной реформы. 63, 65, предпенсионный возраст – любому человеку нужно почитать это внимательно и не бегущей строкой, не на слух взять. Поэтому в этих сферах, где нужны документы, конечно, у печатных СМИ еще есть будущее.

Споры о будущем традиционных СМИ ведутся давно. Уже сейчас понятно: с появлением интернета газеты, радио и телевидение не исчезли, а трансформировались. Как вести себя в эпоху цифровизации – главная тема для обсуждения у экспертов почти из 30 стран. Они собрались в Минске на масштабный медиафорум.

Александр Карлюкевич, министр информации Беларуси:
Следам за пленарным пасяджэннем у кіраўнікоў нашых айчынных мас-медыя пройдзе вельмі шмат розных перамоў, у ходзе якіх пакажуць і свае ўласныя дасягненні ў медыйнай сферы і, безумоўна, вызначаць прагнозы.

Проверку на прочность проходит и телевидение. Чтобы вернуть зрителя к голубым экранам, приходится искать новые подходы. Их поиском как раз сегодня и занялись руководители ведущих белорусских телеканалов, зарубежные эксперты и молодое поколение журналистов. Телевидение и новые сетевые технологии стали главными темами дискуссии.

Арам Ананян, директор информационного агентства «Арменпресс» (Армения):
Я не вижу никаких рисков для профессиональных журналистов, YouTube никого не съест. Да, конечно, там огромный новый пласт людей, которые создают визуальный контент. Но все равно, если смотреть на хорошие YouTube-каналы, то это в основном те люди, которые этим занимаются профессионально.

Ольга Коршун, СТВ:
На телевидении за сердце зрителя решили бороться, конечно, при помощи картинки. На новый формат наш телеканал перешел еще в 2017 году – то есть все новости можно буквально рассмотреть в деталях. Современному телевидению, наверное, остается научиться передавать запахи.

Как бороться с фейковыми новостями? В Минске эксперты обсуждают проблемы современной журналистики

Как бы ни менялись способы подачи информации, самые главные критерии для журналистов остаются неизменными во все времена – это объективность и правдивость. Хотя сегодня все чаще с этим случаются проблемы. Фейковые (то есть выдуманные) новости заполонили действительность. Пример тому – распространение информации о химической атаке в сирийском городе Дума. Парадокс: сюжет о химатаке сняли, а вот было ли нападение на самом деле – до сих пор не выяснили.

Игорь Зеленкевич, советник информационно-аналитического департамента Исполкома СНГ:
Мы должны стараться объединить усилия, чтобы с помощью новых информационных технологий донеси объективную, правдивую, доступную информацию.

Противопоставлять новые и традиционные СМИ – это уже не новость. Сегодня актуально сотрудничество, создание новых форматов и способов подачи информации. Но главное в этом поиске – не давать волю безграничной фантазии, которая к журналистике фактов и мнений не имеет никакого отношения.



«Нужны новые подходы». Какие темы обсуждают на XIV Международном медиафоруме в Бресте



Новости Беларуси. Журналисту в трех соснах не видеть леса – тест на профпригодность. 23 мая в Бресте начал работу Международный медиафорум «Партнерство во имя будущего», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Редакторы, репортеры, владельцы СМИ из 25 стран обсуждают роль журналистики в содействии взаимопониманию между странами и народами. Форум проходит уже в 14-й раз, но впервые не в Минске. Роль региональных связей растет. Опять же – спасибо прессе и интернету.

Президент Александр Лукашенко направил приветствие участникам и гостям медиафору, отметив символичность того, «что в год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков местом проведения форума выбран Брест – город, который мужественно принял на себя первые удары врага».

Корреспондент Петр Бутрим о том, что обсуждают участники проекта.

Эдил Осмонбетов на Белорусском международном медиафоруме впервые. Эксперт-политолог работает на телевидении Кыргызстана. Одна из грядущих часовых программ будет посвящена нашей стране. Автора тревожит, что Беларусь и Кыргызстан вот уже 30 лет постепенно теряют связи. А все потому, что информацию друг о друге зачастую получают от третьего, не всегда надежного источника.

Эдил Осмонбетов, эксперт по международным вопросам (Кыргызстан):
Сейчас, когда идет глобализация, очень серьезный вопрос – информационная безопасность, кибербезопасность. И огромное количество фейков, материалов, которые не соответствуют действительности. К сожалению, огромное количество внешних сил и людей, которые пользуются информацией и наносят удар по государственным институтам, по идеологии в какой-то мере.   

А вот Арам Ананян на форуме частый гость. По мнению опытного журналиста, медиасреда в целом стала более конкурентной и сделала всех игроков сильнее. Теперь ничего не остается, как мыслить на несколько шагов вперед.

Арам Ананян, директор информационного агентства (Армения):
Сегодняшний рынок медиауслуг полностью занят. Занят и завтрашний. То есть, чтобы победить в конкурентной борьбе, нам надо смотреть на тот медиаконтент, который будет существовать послезавтра.

Недаром форум так и называется – «Партнерство во имя будущего».

Еще одна важная тема – растущее влияние блогов и особенно социальных сетей. Ведь сегодня с помощью короткого поста в интернете можно легко привлечь внимание миллионов. Пришло время, когда ньюсмейкером может стать каждый.

Алексей Волин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Россия):
Нужны новые подходы, появляются новые возможности. Сегодня даже появляется необходимость нового языка, которым мы должны говорить с потребителем. Пользователь «Твиттера» не воспримет три страницы пресс-релиза, написанные казенным языком.

Четыре площадки собрали больше двухсот профессионалов из пишущей и снимающей братии. География нынешнего медиафорума – 25 стран – от Китая и Монголии до Кубы и США. Несмотря на расстояния, многие проблемы общие, уверен именитый теледокументалист из Великобритании.

Филип Армстронг-Дампьер, участник форума (Великобритания):
Мы сейчас оказались в ситуации, когда телевидение – это не два-три канала. Сегодня речь идет о сотнях каналов. Кроме этого, люди активно пользуются соцсетями и другими инструментами. Поэтому как никогда актуальны вопросы – как привлечь внимание читателей и зрителей, как бороться за их время? Мне интересно, как это происходит у вас. 

Кстати, интересна гостю не только кухня крупных изданий, но и скромных – уровня районных газет. Их судьба по-прежнему вызывает тревогу – тиражи стремительно падают. Многие уже перешли на интернет-рельсы. Но есть ли иной способ остаться на плаву?

Светлана Коломиец, главный редактор газеты:
Говорили о блогерах, о возможности развивать на базе региональных СМИ, искать людей молодых, активных, которые могут вести свои блоги, но и при этом быть штатными работниками районной газеты.

Дискутировать о будущем медиа в Бресте будут два дня. 24 мая свою работу начнет «Летняя школа журналистики» с участием разного калибра медиаперсон.