Белорусские национальные музыкальные инструменты: дуды, цимбалы, гармошки и бубны | Столичное телевидение - СТВ
новости СТВ в твиттере

Белорусские национальные музыкальные инструменты: дуды, цимбалы, гармошки и бубны

Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
Белорусские национальные музыкальные инструменты
30.07.2012 - 08:37

Ни одно лето, ни одно занятие наших предков – будь то отдых или труд в поле – не обходился без музыки. А уж в праздничные или просто свободные вечера будничные песни сменялись выступлением музыкантов. С определенного времени они стали объединяться в небольшие ансамбли, которые играли во время народных гуляний, на вечерках и свадьбах.

Анна Кошель, младший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»:
Это уникальный ансамбль конца XIX века. Мы видим скрипку, традиционный музыкальный инструмент – белорусская дуда и цимбалы. Что касается дуды, то сейчас этот инструмент забыт частично, но восстанавливается.

Белорусская дуда – трехрожковая. А дудар всегда был человеком уважаемым, чьи услуги оплачивались очень высоко. Его часто приглашали на свадьбы в качестве посаженного отца. Вообще, если на свадьбе можно было услышать звуки дуды, значит, это была богатая свадьба.

Но в большинстве народных музыкальных ансамблей традиционным цимбалам и скрипкам подыгрывали бубны и дудочки. Последние чуть позже уступили место гармошкам, сообщили в программе «Большой завтрак» на СТВ.

Анна Кошель, младший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»:
В этой витрине мы видим уникальную гармошку, она сделана белорусским мастером. Сама гармошка деревянная, корпус украшен металлическими накладками, клавиши были костяные, меха – кожаные, все делалось вручную.

Мастерские по изготовлению гармошек не были редкостью. Для создания деревянного корпуса мастер использовал примитивные столярные инструменты, а некоторые детали выписывал издалека.

Анна Кошель, младший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»:
Колосовые звуковые панели с язычками, которые вибрируют, и получается звук, он покупал в Европе, чаще всего в Германии. Закреплял, корпус украшался металлическими накладочками, была резьба, клавиши были костяные. Делал две части корпуса, а потом к ним крепил кожаные меха.

Детали скреплялись при помощи специального клея. Чтобы он не засыхал, мастер хранил его в жестяной банке, расположенной над горящей лампадой.

Анна Кошель, младший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»:
Был интересный молоточек – деревянный (киянка или доўбня). Его тяжести хватало, чтобы скрепить детальки, но не повредить их.

Доменика, певица:
Помимо ансамблей существовали и одиночные музыканты. Играли они в основном на различных дудках, балалайках, лютнях, скрипках.

А после Первой мировой войны народные музыкальные ансамбли обзавелись доселе невиданным инструментом – кларнетом.

Анна Кошель, младший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»:
Белорусские солдаты попадают в Европу. Возвращаясь оттуда, в качестве трофея хотели что-то привезти. И привозят кларнет – легче всего транспортировать и легче всего самому научиться играть. Поэтому в начале XX века и кларнет попадает в белорусский народный ансамбль.

Из военного музыкального арсенала в народные ансамбли перекочевал и барабан с тарелочками и колотушкой.

Тем временем традиционные инструменты не только не сдавали свои позиции, но постепенно обзаводились своеобразными знаками отличия, сообщили в программе «Большой завтрак» на СТВ.

Анна Кошель, младший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»:
Когда на свадьбе молодой или молодому нравилось, как играет цимбалист, то молодая со своего свадебного костюма снимала поясок и вручала его цимбалисту. Он обязан был его повесить на цимбалы. Чем больше поясков было, тем большим мастерством и качеством игры обладал мастер. Можно было по количеству поясков определить: стоит приглашать на свадьбу музыканта или нет.

После Великой Отечественной войны из ансамблей почти исчезает скрипка: многие мужчины-музыканты не вернулись с фронта домой.

Анна Кошель, младший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»:
Появляется такой интересный музыкальный инструмент, как пищик. Обычный манок, который охотники использовали на охоте. После Великой Отечественной войны появляются первые люди-оркестры, которые играли одновременно на нескольких инструментах.

А гармошки, аккордеоны и баяны переживают все перипетии истории, становясь со временем только краше.

Анна Кошель, младший научный сотрудник музея-заповедника «Заславль»:
И металлические накладочки, и перламутровые клавиши, блестки. А белый ромб символизировал о том, что инструмент был сделан либо переделан в Беларуси.

В те времена не было музыкальных школ. Умение играть на инструментах передавалось от отца к детям, но не становилось основным занятием. Крестьянскую работу в поле и по домашнему хозяйству никто не отменял даже для самых искусных музыкантов. Но музыка тех времен оставила нам в наследство настоящее богатство своих неповторимых напевов.

Доменика, певица:
Современное белорусское музыкальное искусство стремится сохранять национальные традиции. И это правильно, ведь в знании – сила. Мир музыки безграничен, и какими бы ни были ваши вкусы и предпочтения, помните: наша музыкальная культура богата и в ней всегда можно найти для себя что-нибудь особенное.

Белорусские национальные музыкальные инструменты
Загрузка...