Красно-жёлтый трамвай и маршрутка времён Олимпиады-80. Раритеты минского общественного транспорта собрали в музее

05.11.2018 - 11:06

Добро пожаловать на показ раритетной техники! Еще полвека назад некоторые модели разъезжали по столичным улочкам, а сегодня собрались в Музее городского пассажирского транспорта.

Здесь можно изучить эволюцию движения, порулить, пробить талончик и даже побыть диспетчером.

Интерактивный музей удивит новое поколение и согреет воспоминаниями старшее. А началось все в 1892 году, когда по рельсам застучала лошадь.

Денис Бутин, заведующий музеем городского пассажирского транспорта:
Вы видите макет летнего варианта вагона конки с первым минским маршрутом Виленский вокзал Соборная площадь. Для детей это и какой-то аттракцион, они здесь залезть могут, поиграть и сфотографироваться.

В 1924 году на столичную магистраль вышел автобус. В музее можно зайти в гости к руководителю парка. Печатные машинки, документы, арифмометр все вещи родом из 60-ых.

Этому кителю скоро исполнится 90 лет. Он – первого минского вагоновожатого Николая Борисова. В то время водитель был сродни космонавту. К слову, трамвай зазвенел в Минске в 1929 году.

Денис Бутин:
РВЗ-6 М2 – символ советской эпохи минского трамвая, красно-жёлтый, всеми узнаваемый.

И чешский трамвай, очень комфортабельный. В своё время два эти трамвая стояли, как памятники стрит-арта, на улице Октябрьской.

В экспозиции под открытым небом 24 «привета из прошлого». Среди них первый белорусский троллейбус МТБ-82Д. Его стали производить в 1948 году в Тушино. А спустя 4 года он начал колесить по маршруту «Вокзал-Круглая площадь». Дизайн в стиле авиации выглядел довольно мило. В салоне вмещалось более 50 пассажиров, правда, штурману было непросто. Ощущения в кабине, почти как в танке. Кстати, по протяженности троллейбусной сети мы – вторые в мире, после москвичей.

Денис Бутин:
Символы советского периода – «Икарусы венгерские», Икарус-260 – настоящая рабочая лошадка, ЛАЗ-695, он был очень тёплым, зимой было очень приятно, ну, и специфический запах, запах бензина потом оставался и на одежде.

Любимая модель режиссёров и рекламщиков. Мультяшный ПАЗ-672 выпускали на Павловском автобусном заводе. В 70-ые он был настоящим хитом.

Среди эксклюзивов – и первая минская маршрутка. РАФ-53 обслуживал иностранных гостей на Олимпиаде-80 и спасал больных, как скорая помощь.

Понастальгировать можно и под крышей музея. Уникальная коллекция ретро-мотоциклов и велосипедов приятно порадует минчан.

Денис Бутин:
Если говорить про наш импровизированный автосалон, то здесь представлен автомобиль ЗАЗ-968, «Запорожец».

В народе его прозвали Чебурашка, он ушастый, потому что охладительные элементы напоминают уши.

Мы планируем разместить знаменитую всем из фильма «Операция «Ы» «моргуновку».

В планах у музея городского пассажирского транспорта устраивать фотосессии для молодожёнов, проводить квесты и даже запустить автобусный экскурсионный маршрут.

А этот 280-й «Икарус», хоть и не на ходу, зато в ТОПе у туристов за рубежом, уютный салон любят использовать в качестве кафешек, и, возможно, наш минский музей не станет исключением.

Люди в материале: Денис Бутин
Loading...


«Реки вымывали предметы быта первобытных людей» Как школьники и родители создали краеведческий музей



На память – своими руками! Краеведческий музей столичной 209-ой школы – настоящая машина времени, которая в два счета перенесет в прошлое.

Как наши предки охотились на мамонтов, ткали рушники и боролись за место под солнцем, рассказываем в программе «Минск и минчане». Уникальную экспозицию собирали по крупицам. Самовары, утюги, радиоприемники, виниловые пластинки – архив огромный! И каждый из предметов – со своей неповторимой историей.

Яков Баскин, руководитель краеведческого музея ГУО «Средняя школа №209 г. Минска»:
В музее более тысячи экспонатов. Наш музей истинно школьный. Все что собрано в музее, все что сделано: стеллажи, витрины, художественное оформление – все сделано руками учеников, их родителей и учителей нашей школы.

Атмосфера ощущается в каждом экспонате. Здесь ордена и медали героев войны и удивительная посуда наших бабушек, и даже каменные орудия труда и оружие предков эпохи неолита.

Яков Баскин:
Эти экспонаты появились в школьном музее после участия в археологических раскопках на юге Беларуси, в Ветковском районе. Когда реки входили в берега, они вымывали предметы быта первобытных людей. Каменные топоры, каменные мотыги, рубила, тесла, наконечники стрел, ножевидные пластинки, проколки, керамику.

В районе 16 школьных музеев, но этот, действительно, уникальный. В 2011 году ему присвоили звание народного. Здесь все время шумно от экскурсий, которые, в основном, проводят сами ученики.

Елизавета Кузок, член совета краеведческого музея ГУО «Средняя школа №209 г. Минска»:
Недавно я участвовала в краеведческих чтениях. Я рассказывала про Адольфа Янушкевича, его вклад в историю. Потому что он сын белорусского народа и патриот нашей земли.

Отдельная гордость музея – оригинальный макет памятника Евфросинии Полоцкой, который так и не был воздвигнут.

Надежда Тарашкевич, член совета краеведческого музея ГУО «Средняя школа №209 г. Минска»:
К 75-летию Великой Победы в нашем музее была создана экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Здесь представлены фронтовые письма, треуголки, открытки, фотографии и листовки времен Великой Отечественной войны.

Каждая вещь бережно хранит память о тех, кто защищал Родину. Несколько столетий боевой славы – в шинелях, оружии и письмах. А вот атмосферу мирного быта воссоздали в крестьянском уголке. Здесь собраны предметы быта: чугунки, крынки, ухваты – свидетели семейных праздников.

Егор Русакович, председатель совета краеведческого музея ГУО «Средняя школа №209 г. Минска»:
Экспозиция собрана походами в деревне, окружающей Малиновку. Многие экспонаты приносят наши ученики, родители, учителя. Один из последних экспонатов – сочинения Шиллера 1864 года.

Под одной крышей переплелись все вехи истории нашей земли. Симбиоз знаковых для всего человечества событий и маленьких, но таких важных побед самой школы. От первого полета в космос до золотой медали в зимней спартакиаде и памяти о первом учителе.

Егор Русакович:
Моя самая любимая экспозиция в нашем краеведческом музее – это экспозиция школьных учебников Российской империи начала 20-го века. Здесь есть и курс средней истории 1903 года, и алгебраические задачки. Но самый ценный, наверное, учебник русской истории 1918 года – первый учебник после Октябрьской революции.

Музей продолжает расти и собирать историю родного края. Сегодня он объединил тысячи экспонатов и превратился в уникальную летопись. Место, где каждый, глядя на экспонаты, становится мудрее и добрее.