«Сама хожу на данные презентации посмотреть, какие нарушения есть». Как минские юристы оспаривают договора о покупках по завышенным ценам

21.03.2020 - 22:03

О правах потребителей говорили в программе «Большой город»

Многие жители Минска невольно сталкиваются с навязчивыми звонками с предложением посетить презентацию того или иного товара. Как защитить свои права?

Дарина Гулюта, заместитель председателя правления ОО «Городское общество защиты потребителей»:
Да, ситуация сложная. Наверное, мы от нее уйдем, когда поймем, на каком этапе данная организация получает данные к нашим телефонам, к базе данных, каким образом они связываются. На сегодняшний день, действительно, нет такого механизма, который позволит выявить, каким образом данная организация получила доступ к личным данным потребителя.

Сама периодически хожу на данные презентации – посмотреть, каким образом они проводятся, какие нарушения есть, чтобы они были зафиксированы. Чтобы возможно было предупредить, в том числе по средствам массовой связи, что будьте аккуратны и не посещайте такие презентации. А если посещаете, внимательно читайте те документы, которые вам дают подписывать. И осознанно подходите к выбору товаров и услуг, которые вам предлагают.

Потому что это не только презентации. За прошлый год были случаи, когда потребителям навязывали ремонт окон, замену дверей. Они представляются работниками ЖЭС, и люди доверяют этим организациям и, не глядя, подписывают документ, в котором прописаны, действительно, большие суммы. И пенсионеры попадают в сложную ситуацию. Поэтому людям нужно быть очень внимательными и бдительными.

Как отличить этот агрессивный маркетинг от мошенничества?

Дарина Гулюта:
Состав мошенничества предполагает, что людей вводят в заблуждение, пытаются завладеть их денежными средствами, ничего не давая взамен. Здесь, как правило, происходит, действительно, агрессивный маркетинг, когда людям продают что-то, то есть человек приобретает товар либо услугу, однако по завышенным ценам. На сегодня у нас свободное ценовое регулирование – как стороны определили стоимость товара либо услуг, такая она прописана в договоре. Просто потребителям необходимо быть более бдительными.

Если они подписали этот договор, значит, они видели эту сумму.

Дарина Гулюта:
Да. Всегда есть нюансы. Даже если они подписали договор и видели суммы, в судебном порядке мы оспаривали данные договора, признавали их недействительными. Потому что, как правило, эти люди, которые подписывают, могли быть без очков – это пенсионеры. Им не давали даже возможности прочитать этот договор. То есть если ты плохо видишь, ты подписал этот договор, тебе не разъяснили правовые последствия, не разъяснили все условия договора, данная сделка может быть судом признана недействительной. Мы стараемся восстановить справедливость.

Люди в материале: Дарина Гулюта, Илона Волынец
Loading...


Как не попасться на уловки продавцов некачественных товаров? Объясняет юрист



Обвели вокруг пальца? Забрали последнее? Продали некачественный товар? В современных реалиях таких историй тьма. Но еще больше вопросов – как бороться с незваными гостями?

Александр Костюкевич, юрист:
Ремонт окон, вентиляции, газодымоудаление, они меняют нам пожарные извещатели, навязывают множество услуг, потому что их действия формально не образуют состав преступления. Он предлагает, мы согласны, договор подписали, каких-то критериев по уменьшению стоимости на законодательном уровне не предусмотрено, свободное ценообразование вот этим они пользуются.

Любой каприз за ваши деньги. Фирмы, поставившие на поток медвежьи услуги, чаще всего следуют золотому правилу: продать, несмотря ни на что. Активно используют психологическое давление на самые уязвимые слои населения, которые не в силах устоять перед назойливой заботой.

Александр Костюкевич:
Если к нам под видом сотрудников организации, например, ЖЭУ либо ЖЭС обращаются, мы должны сразу попросить удостоверение. Мы можем позвонить в диспетчерскую службу и уточнить: действительно ли работают такие сотрудники.

Если, например, нам навязчиво предлагают подписать договор, мы говорим: «Хорошо, вы договор оставьте, я внимательно его прочитаю, посоветуюсь со своими детьми либо с соседями, и уже только после этого я направлю вам, например, по почте». Также можно говорить, что я позвоню своим совершеннолетним детям, уточню, проконсультируюсь.

Продано! Если вы все-таки поверили красноречивым тирадам маркетологов и заключили договор на кругленькую сумму, время обращаться за помощью в общество защиты прав потребителей.

Александр Костюкевич:
Просто сидеть и говорить, что я платить не буду, как бы тоже не очень эффективный вариант. Можно требовать расторжения договора и возврата денежных средств, вплоть до признания таких сделок недействительными по статье 180 Гражданского кодекса: «Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана».

Заключить договор – дело минутное, зато какие проблемы потом обрушатся на вашу голову. Юристы советуют: будьте бдительны и всегда читайте то, под чем ставится ваша подпись.