«Лошадь белая – священная». Она даёт здоровье, крепость духа». Как якутские шаманы обращаются к тотемным животным

26.02.2020 - 12:35

Тайна, сотворенная водой – так переводится ее сценическое имя. Она – самый просматриваемый этно-музыкант на всех известных интернет-площадках. Ее творчество уникально и завораживающе. А те, кто слышат ее уникальное горловое пение, на полном серьезе утверждают: Олена Уутай прибыла к нам из космоса.

Белорусы пригласили на отбор на «Евровидение-2020» мастера горлового пения из Якутии: «Я ознакомилась с песней, сразу – всё, это моё!»

Гость программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – этно-музыкант, мастер горлового пения (Республика Саха) – Олена Уутай.

Олена Уутай, этно-музыкант, мастер горлового пения (Республика Саха):
В нашей республике, в Якутии это очень распространено. Это наша национальная культура и это преподается в школах с самого детства. Как правило, молодежь сильно не интересуется, а меня зацепило. В 6 лет, впервые увидев национальный инструмент, услышав его космическое звучание, вибрации, я для себя четко решила, что я хочу освоить.

У нас есть такая культура, религиозное течение, это можно назвать шаманизмом, когда люди разговаривают с матушкой-природой, обращаются к корням через тотемных священных животных. И мы не подражаем всех и все подряд. Только определённых. Например, белый журавль считается священным, он приносит счастье в дом. Лошадь белая – тоже священная. Она дает здоровье, крепость духа. Волчица. И с помощью хомуса, варгана к ним обращаются.

«Может, дух жеребёнка говорил через меня». Как мастер горлового пения с лошадью беседовала

Расскажите о якутском бубне.

Олена Уутай:
У нас он называется дюнгюр. Это сакральный музыкальный инструмент, сделанный из кожи оленя. Он украшен колокольчиками, всякими побрякушками. Он, по древнему поверью, отгоняет злых духов, приносит защиту.

Люди в материале: Олена Уутай
Loading...


«Нас сравнивать было бы неправильно». EMIN спродюсировал фильм про Муслима Магомаева и рассказал, почему поёт его песни



Почему Эмина сравнивают с Муслимом Магомаевым и как певец к этому относится, узнали в программе «Новое утро» на РТР-Беларусь.

Вас иногда сравнивают с Муслимом Магомаевым. Как вы к этому относитесь? Вам это льстит?

EMIN, певец, музыкант, автор песен:
Конечно, льстит. Я думаю, что в первую очередь по национальному признаку, потому что мы семьями всю жизнь дружили с Муслимом Магометовичем, теперь уже с Тамарой Ильиничной Синявской. В творчестве, я думаю, что сравнение будет несправедливым, потому что Муслим Магометович это невероятно огромная звезда, обладающая уникальным вокалом и мастерством. Это такое сравнение просто поколений, что есть тоже артист, который тоже имеет азербайджанские корни, который добился какого-то успеха на постсоветском пространстве. Только, наверное, в этом может быть сравнение, в творчестве нас сравнивать, наверное, было бы неправильно.

Вы же иногда поете его песни, включаете в свою программу, и вас всегда хорошо и тепло встречают?

EMIN:
Встречают тепло. Естественно, я это делаю с пониманием того, что петь песни Муслима Магометовича это заведомо очень сильно вокально проигрывать ему, но я это делаю с таким теплом, уважением и любовью к этому человеку, что, наверное, люди верят, что у меня это получается искренне. Я ни в коем случае не пытаюсь как-то конкурировать с ним. Некоторые пишут в комментариях, что замахнулся на песни Магомаева, это не так абсолютно, я это делаю исключительно, чтобы лишний раз вспомнить и почтить память великого и любимого артиста.

Вы еще почтили память и продюсировали фильм о нем. Удалось ли вам отыскать какие-то новые факты, потому что много фильмов о нем было создано?

EMIN:
Фильм, который я делал вместе со своим близким другом, документальный, от первого лица, он основан на книге Муслима Магометовича, где он сам рассказывает о своей жизни, вспоминает какие-то моменты. Я очень рад, что этот фильм нашел своего зрителя.