«17 сентября 1939 года Радзивиллов арестовывал человек по фамилии Сиротка. Таким образом история закольцевалась»

25.06.2020 - 18:06

Благостное течение жизни в Несвижском замке нарушила Первая мировая война. Линия фронта – буквально в нескольких километрах. А в самом дворце – госпиталь российской армии. К этому времени все сокровища Радзивиллы вывозят вглубь России. В1917 году покидает Несвиж и княжеская семья, рассказали в серии документального цикла «Тайны Беларуси».

В родовой замок они вернулись лишь спустя 4 года. Когда установилась советско-польская граница, и Несвиж вошел в состав Второй Речи Посполитой, здесь воцарилась размеренная жизнь.

Но ненадолго. 17 сентября 1939 года – судьбоносный день для княжеской семьи и важная историческая дата, преломившая ход истории. Западные земли в результате освободительного похода Советской Армии вернулись в состав Беларуси.

В этот же день владельцы приграничных на тот момент замков в Мире и Несвиже были арестованы. По одной из версий, князь Александр прямо из Мира был отправлен в Сибирь. Но историки все же настаивают на ином развитии событий.

Виктор Бунчук, краевед:
Князя Александра взяла советская власть под арест, но уже начало правительство Румынии ходатайствовать – отпустили. А Василия с Надеждой отпустили.

Ольга Новицкая, заместитель директора по научной и просветительской работе музея «Замковый комплекс «Мир»:
Александр Дмитриевич Святополк-Мирский считается последним владельцем. Он здесь был хозяином всего лишь один год. Осенью 1939-го был арестован как социально опасный элемент, заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет. Однако в январе 1942 года попал под амнистию как польский гражданин. Иммигрировал с семьей сначала в Турцию, а затем – Испанию, где умер в 1984 году в возрасте 85 лет.

В первые часы наступательной операции арестовали и Радзивиллов. История княжеского рода на этом в Несвиже завершилась. Уже после историки отметили – без мистики не обошлось.

Владимир Короленок, ученый секретарь Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж»:
17 сентября 1939 года Радзивиллов арестовывал человек по фамилии Сиротка. Реально существовавший человек. Таким образом история Радзивиллов закольцевалась. Она началась с Сиротки и в каком-то смысле закончилась Сироткой.

Люди в материале: Виктор Бунчук, Ольга Новицкая
Loading...


Откуда на страницах белорусского Евангелия варяжские драконы? Посмотрите на эту уникальную рукопись



Новости Беларуси. Откуда в белорусское Евангелие попали варяжские драконы? Уникальную рукопись, созданную на территории нашей страны в XVII веке, представили в Гомеле, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

До наших дней раритет дошел благодаря особому отношению к книгам старообрядцев. Святыню сохранили потомки некогда пришедших с территории Московского княжества христиан, не принявших реформу патриарха Никона. В XXI веке рукопись заняла свое место в музейной экспозиции.

С подробностями Александр Добриян.

Драконы, пожалуй, последнее, что ожидает увидеть, листая Библию, человек, далекий от христианства. Драконы сегодня – это скорее про викингов.

Оглавление охраняют два очень красивых, чешуйчатых дракона.

На рисунке драконы глотают огромных рыб, о которых говорят лишь хвосты, торчащие из пастей. Однако эта аллегория в XVII веке была хорошо понятна любому христианину, отлично знавшему: рыба – один из символов Христа, а дракон – тот самый враг человека.

Мария Ганькина, заведующая филиалом Ветковского музея старообрядчества и народных традиций имени Ф.Г. Шклярова:
И поглотив в себя, дракон прорастает такими прекрасными несуществующими в действительности цветами, растениями. А несуществующие растения – это символ вечной райской жизни, к которой стремится каждый христианин всеми своими деяниями, поступками и мыслями.

Говоря проще, в этой книге – путь к вечной жизни. Евангелие от Луки создано в XVII веке в окрестностях Ветки. В то время это старообрядческое поселение, образовавшееся на окраинах ВКЛ, стало настоящим культурным и духовным центром. Книги и иконы отсюда расходились по всему старообрядческому миру.

Александр Добриян, корреспондент СТВ:
Каждая новая глава в рукописной книге начинается с так называемой буквицы. Заглавная буква выполняется в особой манере, используя растительные и животные орнаменты. Сразу сложно разобрать, что же это за буква. Но если присмотреться внимательнее, можно заметить даже глаза, которые всматриваются в читателя.

Кстати, изображение, сама стилистика драконов вполне могут иметь китайские корни. Культурный обмен на Великом шелковом пути был неотъемлемой частью большой торговли. Традиционные китайские мотивы постепенно двигались на запад, через Византию попадая на берега Днепра. На белорусских землях эти образы нашли воплощение даже в народной традиции. Например, в одной из старообрядческих деревень драконы украшали оконные наличники еще несколько десятилетий назад.