XIX Всемирный конгресс русской прессы в Минске: какие темы обсудили ведущие журналисты 12 июля

12.07.2017 - 21:13

Новости Беларуси. Ответственность журналистов за каждое написанное слово, место и роль СМИ в современном обществе. Большой разговор на эту тему объединил в Минске несколько сотен медиа-экспертов из разных стран, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Белорусская столица принимает в эти дни Всемирный конгресс русской прессы. Участие в основном дне работы форума принял и Александр Лукашенко. Обращаясь к участникам встречи, глава государства отметил, что сегодня профессионализм и честность в работе журналистов приобретает особое значение.

Лилия Ананич, министр информации Республики Беларусь:
Шаноўные сябры! Але ж я не магу не прывітать вас на нашай роднай беларускай мове і разам з вамі паганарыцца маёй краінай Рэспублікай Беларусь, якая сення годна прымае XIX Сусветны кангрэс рускай прэсы.

Золотые перья русскоязычной журналистики из 52 стран слетелись в Минск уже во второй раз. Главная тема международного форума злободневна? как никогда. В СМИ сейчас идут тектонические изменения. Традиционные площадки информации вытесняются новыми. Эра цифровой медиа-среды стала настоящим вызовом, работающим по старинке СМИ.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»:
Это цифровизация, цифровая экономика. И поскольку здесь, в основном, газеты и журналы, то есть печатные, надо понять, что произойдет с бумагой через 3-4-5 лет. Ребята совсем не знают, что с этим делать. Мы тоже не знаем, что с этим делать. Но именно поэтому надо собираться и обсуждать.

Настоящий зубр радиожурналистики Алексей Венедиктов для своей станции на этот вопрос ответил две недели назад, когда создал в ее структуре новую редакцию – социальных сетей.

Алексей Венедиктов:
Отдельные люди с отдельными головами, отдельными умениями, люди, которых я не понимаю, чей язык я не понимаю. Своего заместителя я не понимаю, но я понимаю, что это надо делать. И вот так мы пытаемся ответить на вызов, который мы не понимаем.

Конечно, пока жива наука и идет технологический прогресс, перемены неизбежны. Язык тоже меняется. Не все речевые обороты XIX века, дожили до XX. В XXI столетии новые слова появляются чуть ли не с каждым новым гаджетом на рынке.

Николай Крупатин, главный редактор «Матрешка Медиа Хаус» (Великобритания):
Моей бабушке 94 года. Она опытный пользователь социальными сетями. Она пользуется всеми мессенджерами, потому что ей надоело смотреть телевизор. Вот потрясающая фраза: «Я поняла, что мне неинтересно ждать программу «Время». Я поняла, что мне стало интересно знать, я включила и узнала. Вот это потрясающий драйвер.

Обращая внимание на совершенствующуюся форму передачи информации, журналисты отмечают и негативные стороны: от упрощения языка до преобладания формы над содержанием, от фейковых сенсаций до оперативности вместо точности.

Александр Гурнов, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, член Международной академии телевидения:
Послушайте цитату: «Придет время, когда современные технологии окончательно заменят простое человеческое общение. И тогда мы получим поколение идиотов». Это сказал Эйнштейн. И вот мы видим, что это происходит. Вот это тоже вызов!

Интернет дает человеку возможность самостоятельно определять свою новостную повестку. Путем подписок. Тут принцип простой: найти того, кто скажет то, что ты хочешь услышать. Но вот ставка СМИ на плохие новости – они продаются лучше – не приводит ли к излишней нервозности в обществе?

Евгений Горин, СТВ:
Тема конгресса – «Партнерство во имя будущего: приоритеты современной цивилизации. Очевидно, что для СМИ главные приоритеты – это приоритеты общества и человека.

Актуальные проблемы СМИ – тема близка и Президенту. Александр Лукашенко в своей речи на открытии конгресса говорил и о традиционных СМИ, и о гражданской журналистике – блогерах.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Газеты, телеканалы, интернет-издания особенно в современном мире во многом выживают за счет скандалов, порой ими и организованными. Не слишком ли высокой может оказаться цена такого рода подходов? Профессия журналиста в новых технологических условиях кардинально изменилась. Произошел переход к новой системе создания и распространения информации, гражданской журналистики.

Сейчас в качестве масс-медиа может выступить практически любой человек, обладающий телефоном и выходом в интернет. При этом для многих людей мир сузился до экрана смартфона, а картина мира – до ленты новостей в социальных сетях. В целом складывается далеко не простая ситуация на информационном поле. Недостоверность, подтасовка фактов, вбрасывание заведомой лжи приводят к искаженному восприятию событий. Постепенно в это вовлекается широкое общественное мнение. И уже не разберешься, где правда, а где вымысел. В этих условиях именно от вас, профессиональных, опытных журналистов, от традиционной прессы во многом зависит нравственный и гражданский ориентир. Поэтому всегда важен правильный выбор: рейтинг или правда, объективность или личные интересы.

Вы знаете, я вот это сказал и хочу лишний раз подчеркнуть: некоторые наши традиционные журналисты традиционной прессы все больше и больше начинают на злобу дня, в угоду сиюминутной, нынешней конъюнктуре скатываться к нетрадиционной журналистике. Вы понимаете, о чем я говорю. Не делайте, пожалуйста, этого. Останьтесь вы в этой жизни, традиционной. Я почему-то уверен, что наша жизнь, которая, как маятник колеблется (периоды колебания, конечно, разные по времени), вернется к этой традиционной журналистике. Журналистике профессиональной и фундаментальной.

Борьба за новости приобретает политический характер. Всё и везде и все и везде хотят быть первыми. И, удовлетворяя лишь одно это желание, не только допускают ошибки, но и зачастую переворачивают все с ног на голову.
Напечатанное в газетной полосе или прозвучавшее
с телеэкрана, а тем более – выложенное в интернет и подхваченное социальными сетями слово все чаще расходится с реальностью. Дальше – больше, эта информация становится оружием, которое провоцирует конфликты и вооруженные столкновения. Разжигая вражду и ненависть, не дает возможности для мирного строительства, здорового обсуждения разных мнений, политических и социальных подходов к жизни. И здесь, согласитесь, вряд ли можно оправдаться рейтингами.

Возможно, не всё, как я уже сказал, сказанное совпадает с вашей позицией – это естественно. Навязывать журналистам мнение, загонять в рамки каких-то стереотипов недопустимо. Смысл подлинной свободы слова, которую мы в Беларуси высоко ценим, не только в возможности выбора, но и в ответственности за него. Давайте будем едины в главном – в поиске и утверждении правды, в нашем осмыслении настоящего и будущего.

Картина не совпадающая с реальностью – один из признаков информационной войны. Бороться с этим нужно. Но как это делать, чтобы не надеть на прессу смирительную рубашку? Непростой вопрос.

Сергей Тарутин, издатель газеты «Наша газета» (Ирландия):
Мне в связи со столетием событий 17-го года вспомнилась знаменательная фраза Владимира Ильича, который сказал, что в нашей социалистической революции мы командовать государством научим кухарку. Так что проблема всех профессиональных журналистов заключается в том, что цифровая революция, похоже, даст возможность кухаркам тоже быть СМИ.

Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва»:
Многие говорят что журналистика испытывает сложности определенные, в связи с тем, что блогер - это журналист, что каждый из нас способен формировать свою программу, свой контент. На не надо этого бояться, нам надо это использовать. Нам надо быть чуткими и понимать, какие вызовы будут завтра. Если мы отстаем по сравнению с нашими более высокотехнологичными коллегами, надо догонять.

На этот и другие актуальные проблемы медиа-сферы участники форума будут отвечать в течение 4 дней. За это время они также смогут познакомится ближе с жизнью с Минске, Витебске и Полоцке.

Loading...


Об отличиях блогера от журналиста и эпохе цифрового слова: выступления участников Всемирного конгресса русской прессы



Новости Беларуси. Конгресс русской прессы работал до конца недели. Самая жаркая дискуссия разгорелась вокруг цифровых площадок распространения информации, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Интернет и мессенджеры стремительно отвоевывают популярность у телевидения, радио и печати. У аудитории формируется кликовое сознание. Люди не помнят, что было 20 секунд назад. Тексты больше абзаца не читаются. Чем блогер отличается от журналиста и что со всем этим делать? Наступает ли эпоха цифрового слова?

Валерий Третьяков, издатель, главный редактор газеты «Литовский курьер»:
Ужин в гостинице. Мы сидим за столом, 8 человек. Двое кушают, шесть смотрят в айфоны. Что они там читают?

Александр Гурнов, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, член Международной академии телевидения:
Самая популярная блогерша в России называется Саша Спилберг. Я недавно об этом узнал. Она в Думе выступала. Я стал смотрел ее видео-блог, меня сын застал за этим занятием, когда я смотрел, как девушка принимает ванну из чипсов.

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Есть прекрасная фраза о том, что если об этом не написал ТАСС, этого нет. Так было 20 лет тому назад, но сегодня уже не так.

Николай Крупатин, главный редактор «Матрешка медиа хаус» (Великобритания):
80% информации релевантно только в социальных сетях. Остальные 20% забирает телевидение, радио, сарафанное радио и так далее.

Юрий Поляков, писатель, глава АНО «Литературная газета»:
Я призываю к объективности. Объективность нужна читателю, возможность сравнить. А навязывать – это последнее дело, это мы имели при советской власти. И, как говорится, слава богу, от этого ушли.

Дмитрий Жук, генеральный директор Белорусского телеграфного агентства:
Кстати, недавно мы все успешно похоронили, а потом воскресили нашего Нобелевского лауреата Светлану Алексиевич благодаря фэйку в твиттере.

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Когда мы оказываемся в ловушке «оперативность или достоверность», у нас нет возможности днями или часами проверять ту или иную информацию. Потому что если волна пошла, ты ее потом уже не остановишь. Стена между телевизором и интернетом сломана. И в значительной степени информационную повестку дня сегодня начинает определять интернет.

Николай Крупатин, главный редактор «Матрешка медиа хаус» (Великобритания):
Реально, если бы здесь сейчас был свободный вай-фай, я у вас на глазах буквально за полторы минуты сделал бы средство массовой информации.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»:
Диагноз правильный, огромная революция информационная, соцсети, когда каждый человек, каждый наш читатель, зритель, слушатель получил возможность создавать реально свой информационный поток. Не скажу свое СМИ. Неконтролируемый никем. Он сидит у себя дома или где-то еще, в интернет-кафе, и публикует то, что он считает новостями.

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Значительная часть аудитории уже в цифре. И что бы мы ни делали. Да, у нас есть определенный рост бумажных версий. Но мы знаем, что у нас есть целое поколение, которое, скорее всего, к бумажной версии в ближайшие годы не вернется. Оставить это поколение вне нашего интереса – это потеря аудитории. Мы не можем и не должны этого делать.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»:
Но если мы будем противостоять этой волне, а не оседлаем ее, не возглавим ее своим именем, репутацией своего СМИ, значит, она нас захлестнет. Значит наши слушатели, зрители и читатели будут «жрать» вот ту дезинформацию, манипуляцию, о которой говорил Президент Лукашенко.

Янина Соколовская, главный редактор информационного портала «Известия в Украине»:
Журналисты в традиционном понимании – люди, которые добывают информацию стандартным путем и потом стандартно ее же публикуют в виде новостей, уже, извините, никому не нужны.

Александр Гурнов, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, член Международной академии телевидения:
Я не понимаю, почему я должен верить человеку по имени Череашка78. И когда мне говорят: «Ты почитай. Это же миллионы подписчиков».

Елена Закарите, блогер (Ирландия):
Я представляю собой вот такую Черепашку 78? Нет, дело в том, что блогер блогеру рознь. И как-то очень было обидно слушать, знаете.

Анастасия Рикеза, журналист радио «2 Capitales» (Франция):
Я хочу сказать в защиту интернет-радио. Радио и телевидение будет всегда. Если телевидение и радио идет со временем, оно переходит в интернет, то оно будет существовать всегда.

Александр Гурнов, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, член Международной академии телевидения:
Когда я говорю, что мне не интересна Черепашка, я говорю именно о том, что не хватает в вашей работе, того, что есть у вас: ответственность и готовность отвечать за свои слова. То есть мы против безответственной и обезличенной. Что отличает журналиста от интернетчика? У него есть имя. От отвечает за свою информацию. У меня интернет работает здесь. У меня продвинутый телефон, мне ребенок подарил на юбилей, так что он работает прекрасно.