XXIV Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» завершился: какие фильмы получили награды и кого из режиссеров отметило жюри?

11.11.2017 - 19:43

Об отношениях мужчины и женщины немало фильмов снято. Пожалуй, самая известная советская кинематографическая история «Москва слезам не верит», тронувшая души людей в разных странах и даже получившая «Оскара», вновь была в центре внимания на кинофестивале «Лістапад» – ее создатель Владимир Меньшов получил специальный приз Президента.

Церемония закрытия «Лістапада» – уже не с таким размахом, как его начало. Меньше софитов, наряды поскромнее, селфи повеселее. А уверенности у конкурсантов – куда больше. Уж сколько было эмоций и разговоров за эти 7 дней! Кто-то раскладывал карты на удачу, а кто-то гадал, сойдутся ли звезды на небосводе?

С самого начала все нахваливали минский фестиваль: мол, столько таланта на одном кинематографическом квадратном метре. Жюри будет непросто. Насколько непросто, стало сразу ясно. Зрительный зал «Москвы» был без свободных мест. И первым на сцене встречают создателя «Кентавра» – Актана Арыма Кубата. Когда-то он и сам жюрил. А сегодня – с наградой – специальным призом Президента Беларуси. Это уже после режиссер пошутит: мол, награда от Лукашенко – весомый аргумент.

Актан Арым Кубат, режиссер, сценарист (Кыргызстан):
Пойду к своему президенту и скажу: «Президент Беларуси мне дал приз. А вы давайте деньги на производство нового фильма».

В первой строчке рейтинга, по мнению зрителей, – картина колумбийца – «Канделария». Победу пророчили нашумевшей картине – «Аритмия». Но у нее своя награда (и не одна). В центре ленты латиноамериканца – история пожилой пары, в руки которой однажды попала видеокамера, повернувшая градус жизни на 360.

А пока Минск погружается в сумеречную тьму, на сцене «Лістапада» – «Город солнца» режиссера Рати Онели – расцветает, срывает овации и забирает сразу 2 награды. Одна из них – приз ФИПРЕССИ, собственно – серебро киномарафона. Лучший дебют в номинации «Фильм как явление искусства».

Альберт Габай, член международного жюри XXIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад»:
Это было очень сложно для нас – выбрать победителя. 12 фильмов, 5 лучших. Но выбрать надо было всего 1. Мы обсуждали «за», «против». Это было сложно, потому что уровень качества производства фильмов очень важен для жюри. Очень здорово показана культура через фильмы. Мне и вправду многое понравилось сильно.

Не с пустыми руками в Минск приехала, не с пустыми и уехала иранка Наргес Абиар. Писатель, режиссер нескольких документальных и художественных фильмов. В Беларуси с визитом в первый раз.

Наргес Абиар, режиссер, писатель (Иран):
Город мне очень понравился. Очень многое мне напомнило, как в романах русских великих писателей, которые я читала – Достоевского, например. У вас очень большие здания, широкие проспекты и маленькие люди. У вас очень высокий уровень культуры и исполнения законов. Все очень чисто. Везде порядок. И у вас очень высокий уровень безопасности.

Ее картина «Дуновение жизни» увезла в Персидский залив сразу 2 награды. В следующем году эта лента отправится за тысячи километров за новой статуэткой – «Оскаром» – в Лос-Анджелес.

Наргес Абиар:
Вот мои дипломы, вот статуэтки за лучшую режиссуру и вторая – за лучшую детскую роль.

Я была уже на многих фестивалях. Все они, и ваш в том числе, организованы на очень высоком уровне. Мне уже даже интересно, каким он будет в следующем году? Потому что все части фестиваля сделаны очень качественно.

Я очень рада, что именно женщины-режиссеры очень широко представлены.

В вашем Instagram я видела фотографии из Минска. Он вам очень понравился. Предлагаю сделать еще одну на память.

Наргес Абиар:
Да, конечно!

С подарком в стиле хэнд-мейд на фестивальный вечер заглянула и цветущий пион Алексеевна. Дескать, я со своим – для всех и сразу.

Лидия Панова, зритель:
Это вот цветок – подарок всем.

Видел бы Райнер Сарнет, с чем пришла госпожа Панова. Точно бы воодушевился на новую успешную ленту уже с цветными кадрами. В придачу к «золотому» триумфатору. В сказку эстонца поверило и жюри. Сарнет – лучший режиссер фестиваля, а точнее, его картина – черно-белая лента «Ноябрь». В Минск кинопрофи прилетел буквально за пару часов «до». То ли почувствовал, что надо, то ли тонко намекнули – о большом куше. Фильм-сказка для взрослых, где место и черному юмору, и романтической любви.

Райнер Сарнет, режиссер (Эстония):
Мы получили 3 приза: за музыку, за операторскую работу и Гран-при. Это вообще сказка. Это первый раз.

Русудан Глурджидзе, член жюри XXIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад»:
Мы, жюри, субъективное. Другое жюри выбрало бы другую картину. А вот нас всех потянуло на «Ноябрь». На самом деле, это изумительная картина, очень тонкая, очень глубокая, очень неожиданная, с неожиданными решениями, с потрясающим абсолютно изображением.

Не остались без призов и белорусы. Юлия Шатун – ставка жюри. 63-минутная лента, снятая на обычный фотоаппарат. Девушка в ней же – сценарист, режиссер и продюсер. Две награды.

Юлия Шатун, режиссер (Беларусь):
Зрители тоже делятся впечатлениями. Были разные отзывы: и плохие, и хорошие отзывы. Говорят хорошее, что в душе отозвался этот фильм. Это было очень приятно слышать. Плохое говорили: кому-то было сложно воспринимать (ритм фильма медленный, в нем мало диалогов). Для кого-то это было недостатком фильма.

Такой была XXIV фестивальная неделя в Минске. Белорусские награды разлетелись в десятки стран – Кыргыстан, Францию, Иран, Польшу, Азербайджан. Кстати, для белорусского кино конкурс стал своего рода новой точкой отсчета в кинематографической летописи или «перезагрузкой» даже – обновленная студия «Беларусьфильм» как открылась в разгар «Лістапада», и сразу новая лента Никифорова, снятая всего за 4 месяца. Может, это станет хорошим подспорьем именно нам покорить уже XXV «Лістапад».



«Всегда нужно верить». Что думает директор «Лістапада» об оскаровских шансах «Хрусталя»



Почему белорусский фильм «Хрусталь» выдвинут на «Оскар», но при этом лента не участвовала в «Лістападзе», спросили в программе «Большой город» директора кинофестиваля.

Анжелика Крашевская, директор кинофестиваля «Лістапад»:
По правилам, на конкурс может попасть картина, которая не выходила в широкий прокат на территории РБ. Это такие правила, которые мы тоже не хотим нарушать. А по правилам оскаровского комитета она должна была быть показана в сентябре. Поэтому для продюсера, для Дарьи было важно провести кампанию для оскаровского комитета.

Нужно учитывать интересы, потому что прецедент для Беларуси уникальный, когда игровая картина выдвигается.

Илона Волынец, СТВ:
Какие шансы есть у этой картины?

Анжелика Крашевская:
Там конкуренция. Это как лотерея, и трудно в кино иногда предположить, но всегда нужно верить.

«Вопрос законодательный и открытости чиновников». Что нужно для развития белорусского кино, спросили директора «Лістапада»