XXIV Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» завершился: какие фильмы получили награды и кого из режиссеров отметило жюри?

11.11.2017 - 19:43

Об отношениях мужчины и женщины немало фильмов снято. Пожалуй, самая известная советская кинематографическая история «Москва слезам не верит», тронувшая души людей в разных странах и даже получившая «Оскара», вновь была в центре внимания на кинофестивале «Лістапад» – ее создатель Владимир Меньшов получил специальный приз Президента.

Церемония закрытия «Лістапада» – уже не с таким размахом, как его начало. Меньше софитов, наряды поскромнее, селфи повеселее. А уверенности у конкурсантов – куда больше. Уж сколько было эмоций и разговоров за эти 7 дней! Кто-то раскладывал карты на удачу, а кто-то гадал, сойдутся ли звезды на небосводе?

С самого начала все нахваливали минский фестиваль: мол, столько таланта на одном кинематографическом квадратном метре. Жюри будет непросто. Насколько непросто, стало сразу ясно. Зрительный зал «Москвы» был без свободных мест. И первым на сцене встречают создателя «Кентавра» – Актана Арыма Кубата. Когда-то он и сам жюрил. А сегодня – с наградой – специальным призом Президента Беларуси. Это уже после режиссер пошутит: мол, награда от Лукашенко – весомый аргумент.

Актан Арым Кубат, режиссер, сценарист (Кыргызстан):
Пойду к своему президенту и скажу: «Президент Беларуси мне дал приз. А вы давайте деньги на производство нового фильма».

В первой строчке рейтинга, по мнению зрителей, – картина колумбийца – «Канделария». Победу пророчили нашумевшей картине – «Аритмия». Но у нее своя награда (и не одна). В центре ленты латиноамериканца – история пожилой пары, в руки которой однажды попала видеокамера, повернувшая градус жизни на 360.

А пока Минск погружается в сумеречную тьму, на сцене «Лістапада» – «Город солнца» режиссера Рати Онели – расцветает, срывает овации и забирает сразу 2 награды. Одна из них – приз ФИПРЕССИ, собственно – серебро киномарафона. Лучший дебют в номинации «Фильм как явление искусства».

Альберт Габай, член международного жюри XXIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад»:
Это было очень сложно для нас – выбрать победителя. 12 фильмов, 5 лучших. Но выбрать надо было всего 1. Мы обсуждали «за», «против». Это было сложно, потому что уровень качества производства фильмов очень важен для жюри. Очень здорово показана культура через фильмы. Мне и вправду многое понравилось сильно.

Не с пустыми руками в Минск приехала, не с пустыми и уехала иранка Наргес Абиар. Писатель, режиссер нескольких документальных и художественных фильмов. В Беларуси с визитом в первый раз.

Наргес Абиар, режиссер, писатель (Иран):
Город мне очень понравился. Очень многое мне напомнило, как в романах русских великих писателей, которые я читала – Достоевского, например. У вас очень большие здания, широкие проспекты и маленькие люди. У вас очень высокий уровень культуры и исполнения законов. Все очень чисто. Везде порядок. И у вас очень высокий уровень безопасности.

Ее картина «Дуновение жизни» увезла в Персидский залив сразу 2 награды. В следующем году эта лента отправится за тысячи километров за новой статуэткой – «Оскаром» – в Лос-Анджелес.

Наргес Абиар:
Вот мои дипломы, вот статуэтки за лучшую режиссуру и вторая – за лучшую детскую роль.

Я была уже на многих фестивалях. Все они, и ваш в том числе, организованы на очень высоком уровне. Мне уже даже интересно, каким он будет в следующем году? Потому что все части фестиваля сделаны очень качественно.

Я очень рада, что именно женщины-режиссеры очень широко представлены.

В вашем Instagram я видела фотографии из Минска. Он вам очень понравился. Предлагаю сделать еще одну на память.

Наргес Абиар:
Да, конечно!

С подарком в стиле хэнд-мейд на фестивальный вечер заглянула и цветущий пион Алексеевна. Дескать, я со своим – для всех и сразу.

Лидия Панова, зритель:
Это вот цветок – подарок всем.

Видел бы Райнер Сарнет, с чем пришла госпожа Панова. Точно бы воодушевился на новую успешную ленту уже с цветными кадрами. В придачу к «золотому» триумфатору. В сказку эстонца поверило и жюри. Сарнет – лучший режиссер фестиваля, а точнее, его картина – черно-белая лента «Ноябрь». В Минск кинопрофи прилетел буквально за пару часов «до». То ли почувствовал, что надо, то ли тонко намекнули – о большом куше. Фильм-сказка для взрослых, где место и черному юмору, и романтической любви.

Райнер Сарнет, режиссер (Эстония):
Мы получили 3 приза: за музыку, за операторскую работу и Гран-при. Это вообще сказка. Это первый раз.

Русудан Глурджидзе, член жюри XXIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад»:
Мы, жюри, субъективное. Другое жюри выбрало бы другую картину. А вот нас всех потянуло на «Ноябрь». На самом деле, это изумительная картина, очень тонкая, очень глубокая, очень неожиданная, с неожиданными решениями, с потрясающим абсолютно изображением.

Не остались без призов и белорусы. Юлия Шатун – ставка жюри. 63-минутная лента, снятая на обычный фотоаппарат. Девушка в ней же – сценарист, режиссер и продюсер. Две награды.

Юлия Шатун, режиссер (Беларусь):
Зрители тоже делятся впечатлениями. Были разные отзывы: и плохие, и хорошие отзывы. Говорят хорошее, что в душе отозвался этот фильм. Это было очень приятно слышать. Плохое говорили: кому-то было сложно воспринимать (ритм фильма медленный, в нем мало диалогов). Для кого-то это было недостатком фильма.

Такой была XXIV фестивальная неделя в Минске. Белорусские награды разлетелись в десятки стран – Кыргыстан, Францию, Иран, Польшу, Азербайджан. Кстати, для белорусского кино конкурс стал своего рода новой точкой отсчета в кинематографической летописи или «перезагрузкой» даже – обновленная студия «Беларусьфильм» как открылась в разгар «Лістапада», и сразу новая лента Никифорова, снятая всего за 4 месяца. Может, это станет хорошим подспорьем именно нам покорить уже XXV «Лістапад».

Loading...


Работница ЖЭСа, закрашивающая надписи на стенах, как автор супрематических произведений. Необычное кино на фестивале «Лiстапад-2019»



Более 150 картин из 50 стран, именитые гости, шикарные наряды и благодарные зрители. В Минске состоялся 26-й международный кинофестиваль «Лiстапад-2019». Итоги подведены и победители названы.

Гость программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – координатор национального конкурса Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» – Николай Лавренюк.

Какие белорусские картины были удостоены высоких наград?

Николай Лавренюк, координатор национального конкурса Минского международного кинофестиваля «Лiстапад»:
В белорусском конкурсе была серьезная конкуренция и мне было сложно до окончания фестиваля спрогнозировать, и точно сказать, что этот фильм победит, а этот нет. Поэтому жюри, во главе которого был легендарный Кшиштоф Занусси, вынесло свой вердикт, о котором мы узнали на церемонии закрытия.

Лучшим игровым фильмом стал «Пляж/лес/тамбур», который сняли два режиссера Кирилл Галицкий и Светлана Козловская. Они сделали прекрасный фильм, который получает уже не первую награду. Были награды на фестивале «Киношок». Я думаю, что фестивальный путь этого фильма будет только продолжаться и принесет новые награды.

О чем фильм «Пляж/лес/тамбур»?

Николай Лавренюк:
Это короткометражный фильм. Очень лаконично и метафорично рассказывается о наших страхах и наших болевых точках. Это камерное кино. Два человека.

Девушка, которая отправляется на пляж заняться йогой, помедитировать и парень немного такой бандитской внешности, которая вызывает в этой героине страх и ужас. В процессе происходит такая метаморфоза, что все меняется местами. Это лихо закрученное психологическое кино. Тонкая работа. Поэтому я желаю всем зрителям, кто не видел, ее посмотреть.

Были также представлены лауреаты международных кинофестивалей, например, картина «Возера радасці» Алексея Полуянова, она совсем скоро выходит в прокат.

Фильм-лауреат национального конкурса «Последний день этого лета» Никиты Александрова и Юлии Шатун.

Были фильмы, где есть элемент комедии и иронии. Например, замечательный фильм Максима Шведа «Чистое искусство», который получил специальный диплом кинокритиков. Это документальная картина. Главная героиня которого работница ЖЭСа. Ее работа заключается в том, чтобы закрашивать всякие надписи, которые несознательные граждане оставляют на стенах. В этом фильме они рассматриваются как художники и авторы супрематических произведений. И мы отправляемся в этот путь.

Один из главных героев – Захар Кузя белорусский художник-абстракционист. Вот это взаимодействие современного искусства и искусство работниц ЖЭСа дает такое очень интересное сочетание. Это замечательное, легкое, ироничное и про нас с вами кино.