«Желательно и не дышать»: СТВ пустили в хранилище Художественного музея и показали этюды Волкова к знаменитой картине

03.07.2018 - 21:02

Каждый образ картины «Освобождение Минска» Валентин Волков прорисовывает в мельчайших деталях.

За долгие годы работы над полотном художник создаёт десятки эскизов.

И лишь из них, как гигантский паззл, собирает картину размером 5 на 2,5 метра.

Всё, что осталось за кадром этого полотна, искусствоведы хранят, как зеницу ока.

Специально для этого фильма нам позволили заглянуть в святая святых главного музея страны.

Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь:
Безусловно, создание такого огромного полотна предполагало очень тщательную подготовительную работу. Соответственно, огромное количество предварительных набросков, этюдов, эскизов самой композиции.

Игорь Позняк:
То есть, знаменитая питерская школа?

Ольга Архипова:
Да, безусловно. Именно этому учили.

Историческая живопись предполагала работу очень тщательную.

То есть, художник, прежде чем нанести какое-либо изображение на холст, он должен вначале его найти в натуре, то есть, сделать набросок.

Игорь Позняк:
Все эти 200 человек – это реальные люди? С реальными судьбами, фамилиями?

Ольга Архипова:
Реальные. Они ему позировали, это была натура, которую он искал для своей работ.

И, наверное, их было ещё больше.

А в итоге собралось, осталось только то количество людей, которое мы видим на картине.

Игорь Позняк:
Ключ от этой двери только у Вас?

Ольга Архипова:
Да. Это – хранение, где хранятся произведения искусства, куда могут заходить только хранители тех или иных коллекций. Хранитель должен быть готов к тому, чтобы прикасаться к произведениям.

Для этого у нас у нас есть специальные халаты и перчатки.

Игорь Позняк:
Знаменитая фраза: «Не дышите на шедевр».

Ольга Архипова:
Да, желательно и не дышать. Каждый экспонат имеет своё место, положение в хранении.

Игорь Позняк:
Тот самый знаменитый мотоциклист.

Ольга Архипова:
Да. Это – один из этюдов к работе Волкова. То есть, вот так тщательно он готовился к каждой работе.

«Все цвета июля». Тайны картины Валентина Волкова «Освобождение Минска» и герои полотна – в одном материале

Люди в материале: Ольга Архипова


Показываем, как картину Волкова «Освобождение Минска» снимают с барабана после 25 лет в хранилище



2005 год. После четвертьвекового забвения гигантское полотно «Освобождение Минска» Валентина Волкова, наконец, снимают с барабана.

Главное опасение искусствоведов – состояние красочного слоя.

К великому удивлению, картина не просто в хорошем – в идеальном состоянии. И здесь впору вспомнить, где и у кого Волков учился живописи.

Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь:
Картина должна сохраняться. И художник должен знать, как сделать так, чтобы его картина хранилась долго. Чтобы она не разрушалась, не трескалась.

Чтобы от неё не отваливалась краска.

То есть, это всё тоже – законы химии, физики.

Всему этому учили в Петербурге. Он, конечно, этому учил своих студентов. Наша задача, как музея – хранить вечно. Реставрационные технологии же тоже не стоят на месте. Способность законсервировать произведение – она тоже меняется. То есть, может быть, что-то было неизвестно 50 лет назад, а через 50 лет мы будем знать, как это делать навсегда.

«Все цвета июля». Тайны картины Валентина Волкова «Освобождение Минска» и герои полотна – в одном материале